суббота, 24 июня 2017 г.

Стихи о Сталинградской битве

«Сталинград яркой звездой будет сиять на страницах истории»
Дорогие друзья!
В рамках нашей Акции-эстафеты для блогеров к 75-летию Сталинградской битвы предлагаю вам подборку стихов, отрывков из стихов и поэм об этом великом сражении. Стихи разные, авторы – как известные, так и совсем неизвестные, но надеюсь, что они вам понравятся, и их можно будет использовать при подготовке мероприятий к этому важному событию в истории нашей страны.
Кусок земли, он весь пропитан кровью.
Почернел от дыма плотный мёрзлый снег
Даже и привыкший к многословью,
Здесь к молчанью привыкает человек.
Смятый бруствер. Развороченное ложе.
Угол блиндажа. Снаряды всех смели.
Здесь плясала смерть, но нам всего дороже
Окровавленный кусок родной земли.
Шаг за шагом ровно три недели
Мы вползали вверх, не знавшие преград.
Даже мёртвые покинуть не хотели
Этот молнией опалённый ад.
Пусть любой ценой, но только бы добраться,
Хоть буравя снег, но только б доползти,
Чтоб в молчанье страшно и жестоко драться,
Всё, как есть, сметая на пути.
Под огнём навесным задержалась рота,
Но товарищ вырвался вперёд
Грудью пал на амбразуру дота –
Сразу кровью захлебнулся пулемёт.
Мы забыли всё… Мы бились беспощадно
Мы на лезвиях штыков наш гнев несли,
Не жалея жизни, чтобы взять обратно
Развороченный кусок родной земли.
(Владислав Занадворов)

А над Волгою в небе синем,
Тучи тянутся, как холмы,
За спиной половина России,
А на самом краешке - мы.
Острый ветер в лицо мне дунул,
Как спасения ждал его,
Я в масштабах страны не думал,
Я вчерашний школьник всего.
Вот шинельку пробитую скину:
Жарковато среди огня…
Мне Урал и Сибирь дышат в спину –
И надеются на меня.
(Михаил Найдич)

«И пробил час. Удар обрушен первый,-
От Сталинграда пятится злодей.
И ахнул мир, узнав, что значит верность,
Что значит ярость верящих людей.
(Ольга Бергольц «Сталинграду»)

«Вечный огонь»
Горит на земле Волгограда
Вечный огонь солдатский –
Вечная слава тех,
кем фашизм, покоривший Европу,
был остановлен здесь…
Вечный огонь Сталинграда
Не может померкнуть, пока
живёт на земле волгоградской
хотя бы один мальчишка!
(Маргарита Агашина)
АЛЕКСАНДР ПРОКОФЬЕВ
Огонь и сталь
Священные руины Сталинграда,
Кто вам родня?
Мы шире Волги сделали преграду
Из стали и огня;
Из ярости, которая взлетала
Быстрей орлиных стай,
Из ненависти, что сильней металла,
Что пепелила сталь;
Из братства да из дружбы нашей кровной –
Их забывать не след,-
Да из любви к отчизне – столь огромной,
Что ей и меры нет.

СЕРГЕЙ ОРЛОВ
Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На шестьдесят два километра
В длину раскинут Сталинград.
Как будто он на Волге синей
В цепь развернулся, принял бой,
Встал фронтом поперёк России –
И всю её прикрыл собой.
«Волга» (отрывок из поэмы)
Столбы земли встают над Сталинградом.
Здесь битва небывалая идёт.
На жизнь и смерть. И сталь гудит зловеще
И изыргает бешенство огня.
И на ветру пронзительно скрежещет
Снарядом раздроблённая броня.
И, немца в темноте подкарауля,
Через передний край наискосок,
Как иволга над Волгой плачет пуля
И в бронзовый врезается висок.
Зелёные и синие ракеты
Густую ночь, как одеяло рвут,
И танки опрокинутые где – то,
Как раненые мамонты ревут.
С когтистыми распятиями свастик,
Они ползут сквозь брустверы и рвы.
На башнях неуклюжих и горбастых,
Сплошная грязь, пучки сырой травы.
Но подпустив вплотную до отказа,
И выкрик: « К бою!», и команда: «Бей!»-
Как факелы их поджигают сразу
Укрытые засады батарей.
А сколько их сюда нагнали жадных
До нашей русской, золотой земли,
А сколько их гниёт в могилах смрадных,
И лягут те, что нынче не легли.
Мы заживём. Мы выбьемся! Не нам ли
Судьбу вручила родина свою?!
Мы воины! Не маменькины мямли.
В последнем нам торжествовать бою.
Пусть вихрь сильней.
И дождь наотмашь хлещет,
И над землёю сладковатый чад.
Над трупами, раздутыми зловеще,
Медлительные коршуны кричат.
Мы выживем. Хотя б во имя долга.
Мы вырвемся к широкой синеве.
Мы вдаль войдём,
как в Каспий входит Волга,
Отстаивая Волгу на Неве.
Да так, чтоб грудь от радости распёрло,
Да так, чтоб песня птицею плыла.
Не иволги малиновое горло –
Здесь нужен клёкот горного орла.
(МИХАИЛ ДУДИН)
ИОСИФ УТКИН
Когда, упав на поле боя,
И не в стихах, а наяву,-
Я вдруг увидел над собою
Живого взгляда синеву.
Когда склонилась надо мною
Страданья моего сестра,-
Боль сразу стала не такою:
Не так сильна, не так остра.
Меня как будто оросили
Живой и мёртвою водой,
Как будто надо мной Россия
Склонилась русой головой.

Сталинградские осколки
Их столько –
по целому миру,
по пёстрому множеству стран!
Скупее дарит сувениры
Сегодня Мамаев курган.
Их ищут на склонах ребристых,
Как редкие ищут грибы,-
осколки, застывшие искры
горнила вселенской судьбы.
Находки
С невольной опаской
Приезжие держат в горсти.
Немногим
Пробитую каску
Счастливится
Приобрести.
Находок существенных мало.
Земля зелена и светла.
Несчётные тонны металла
Она ль
На себя приняла?
Цветы и кустарник на склонах
Обычны, куда ни смотри…
Но здесь –
Те железные тонны:
осколки
ржавеют
внутри!
Не надо случайных открытий.
Земля справедлива у нас:
Вы ей
Деревцо подарите –
Она вам
Железо отдаст.
(Артур Корнеев)
На Мамаевом кургане 
На Мамаевом кургане тишина,
За Мамаевым курганом тишина,
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется волна.
Перед этою священной тишиной
Встала женщина с поникшей головой,
Что-то шепчет про себя седая мать,
Всё надеется сыночка увидать.
Заросли степной травой глухие рвы,
Кто погиб, тот не поднимет головы,
Не придёт, не скажет: «Мама! Я живой!
Не печалься, дорогая, я с тобой!»
Вот уж вечер волгоградский настаёт,
А старушка не уходит, сына ждёт,
В мирный берег тихо плещется волна,
Разговаривает с матерью она.
(ВИКТОР БОКОВ)

Ода солдату
Солдату я слагаю оду.
Был ратный путь его тяжёл.
Он всё прошёл: огонь и воду,
И трубы медные прошёл.
Шагал по вражескому следу
До завершающего дня.
И прочно выковал Победу
Из грома, стали и огня.
И полная творящей силы,
Вся в блеске солнца, не в дыму,
Стоит спасённая Россия,
Как вечный памятник ему.
(АЛЕКСАНДР ПЛОТНИКОВ)
В резной шкатулке много лет
Лежит бесценная награда –
Медаль, которой равной нет,
«За оборону Сталинграда».
Ее я бережно достал,
И что-то в сердце защемило.
Я будто вновь солдатом стал
И вспомнил все, как это было.
Второй уж год как шла война,
А мы, как прежде, отходили.
Была ли наша в том вина,
Что мы до Волги отступили?
Нам нечем было воевать,
Патроны штучно выделяли.
Порой хотелось закричать,
А мы, потупя взор, молчали.
Винтовка, штык да котелок –
Вот все, что мы тогда имели.
Табак давали, правда, впрок,
Но часто впроголодь сидели.
В ту пору, в тот суровый год
Судьба России предрешалась,
И под пятой фашистских орд
Земля от гнева содрогалась.
Да, мы стыдились матерей,
Которых в рабстве оставляли.
И взгляда маленьких детей,
Глотая слезы, избегали.
Где был когда-то Сталинград,
Печные трубы лишь торчали.
Стоял густой зловонный смрад,
И трупы на полях лежали.
Нет, мы не грелись у костров,
В мороз и стужу замерзали
И, расчесавши тело в кровь,
Мы вошь из складок выгребали.
Вгрызались в землю, как могли.
Надежней места не искали.
«За Волгой нет для нас земли», –
Как клятву часто повторяли.
Нас гусеницами давили,
Нас жгли безжалостно огнем.
С утра до ночи нас бомбили
И прошивали грудь свинцом.
Но каждый верил, каждый знал:
Такое долго не продлится.
И, наконец, тот день настал,
Который должен был свершиться.
Собрался с силой исполин,
И вспомнив доблесть вековую,
Народ поднялся как один
На смертный бой за Русь святую.
Загрохотало все кругом,
Пошли вперед наши солдаты,
Туда, на запад, день за днем,
Пока не пробил час расплаты.
Наш меч сурово покарал
Фашистов в собственной берлоге,
И путь к прозренью показал
Для тех, кто сбился на дороге.
Доныне часто по ночам
Во сне былое воскресает.
Мы до сих пор воюем там,
И кто-то снова умирает.
На Волге возродился град
Еще прекрасней и чудесней.
Для нас он – прежний Сталинград.
Его не вычеркнешь из песни.
Там, на Мамаевом кургане,
Вознесся ввысь мемориал,
Он для потомков в назиданье
И в память тем, кто смертью пал.
Чтоб мир надолго сохранить,
Чтоб сердце болью не щемило,
Народ, умевший победить,
Обязан помнить все, как было.
Пусть будет счастлив наш народ,
Пусть жизни радуются дети,
Но строго помнят наперед –
Они теперь за все в ответе.
(И. Г. Аржанов, участник Сталинградской битвы, рядовой 106-го
стрелкового полка Зб-й гвардейской дивизии.)
Обелиск
Вы думаете – нет меня,
Что я не с вами?
Ты, мама, плачешь обо мне.
А вы грустите.
Вы говорите обо мне,
Звеня словами.
А если и забыли вы...
Тогда простите.
Да. Это было все со мной,
Я помню, было.
Тяжелой пулей разрывной
Меня подмыло.
Но на поверхности земной
Я здесь упрямо.
Я только не хожу домой.
Прости мне, мама.
Нельзя с бессмертного поста
Мне отлучиться,
Поручена мне высота
Всей жизни мира.
А если отошел бы я
Иль глянул мимо –
Представьте,
Что бы на земле могло случиться!
Да, если только отойду –
Нахлынут, воя,
Как в том задымленном году,
Громя с разбега,
Пройдут
Мимо меня
Вот тут,
Топча живое,
Кровавым пальцем отведут
Все стрелки века.
Назад – во времена до вас,
Цветы детсада,
За часом час –
До Волжской ГЭС еще задолго,
Так – год за годом –
В те года у Сталинграда,
В года,
Когда до самых звезд горела Волга.
В год сорок...
В самый первый бой,
В огонь под Минском,
В жар первой раны пулевой,
В год сорок первый...
Нет,
Я упал тогда в бою с великой верой,
И ветер времени гудит над обелиском.
Не жертва, не потеря я –
Ложь, что ни слово.
Не оскорбляйте вы меня
Шумихой тризны.
Да если бы вернулась вспять
Угроза жизни –
Живой
Я бы пошел опять
Навстречу снова!
Нас много у тебя, страна,
Да, нас немало.
Мы – это весь простор земной
В разливе света.
Я с вами.
Надо мной шумит моя победа.
А то что не иду домой,
Прости мне, мама.
(М. Луконин)

Его глаза воспалены.
Идет по проволоке он
Под куполом
Большой войны!..
Нашелся чертовый обрыв!
Связист глядит, остановясь,
У батальона будет связь...
А взрывы словно черный лес!
То впереди, то позади,
И пуля – тысячами игл.
И очень горячо в груди!..
Путилов падает на снег,
Но успевает он, упав,
Концы холодных проводов зажать
В мертвеющих зубах.
(Мумин Каноат. Матвей Путилов)
Защитник Сталинграда  
В зное заводы, дома, вокзал.
Пыль на крутом берегу.
Голос Отчизны ему сказал:
“Город не сдай врагу!”

Верный присяге русский солдат,
Он защищал Сталинград.
Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал,

Злой и упрямый, по грудь в земле,
Насмерть солдат стоял.
Знал он, что нет дороги назад –
Он защищал Сталинград.

Сто пикировщиков выли над ним
В небе, как огненный змей,
Он не покинул окопа, храним
Верностью русской своей.

Меж обгорелых черных громад
Он защищал Сталинград.
Танк на него надвигался, рыча.
Мукой и смертью грозил.

Он, затаившись в канаве, сплеча
Танки гранатой разил.
Пулю – за пулю. Снаряд – за снаряд.
Он защищал Сталинград.

Смерть подступала к нему в упор.
Сталью хлестала тьма.
Артиллерист, пехотинец, сапер –
Он не сошел с ума.

Что ему пламя гиены, ад?..
Он защищал Сталинград.
Просто солдат, лейтенант, генерал –
Рос он в страде боевой.

Там, где в огне умирает металл,
Он проходил живой.
Сто изнурительных дней подряд
Он защищал Сталинград.

Время придет – рассеется дым.
Смолкнет военный гром.
Шапку снимая при встрече с ним,
Скажет народ о нем:
– Это железный русский солдат,
Он защищал Сталинград.
(А. Сурков)

Я не был в Гренаде и не был в Мадриде,
Испанскую землю ни разу не видел.
Не знаю, какие там зори, закаты,
Не знаю, какие росли там ребята.
Но знал я еще в пионерском отряде
Прекрасную песню о дальней Гренаде.
О том, как давно, на гражданской войне,
Украинский хлопец, с клинком, на коне
Пошел за свободу с врагом воевать,
«Чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать».
Хорошая песня, большой в ней накал
Да хлопец в Гренаду живой не попал.
Сняла его пуля в атаке с седла,
Но песня его до Гренады дошла.
Узнали в Испании люди простые,
Как шли умирать за их счастье в России ...
А годы свершали свой марш по планете,
Солдатами стали вчерашние дети.
И здесь вот, у Волги, в дни яростной бури,
Услышал я имя – Рубен Ибаррури...
Ходила в окопах молва в Сталинграде,
Что сам он родился в далекой Гренаде,
Но в час испытаний, как Родину-мать,
Пришел он Советский Союз защищать.
Рубен Ибаррури командовал ротой,
Что насмерть стояла на голых высотах.
Зажатая танками слева и справа,
Она не пустила врагов к переправам.
Но, выстояв на битве, под ливнем металла,
В бою командира она потеряла.
Упал лейтенант, сжав горячий наган,
Лишь крикнул: «Товарищи, но пасаран!»
Гвардейцам понятно испанское слово,
И шквал пулеметный обрушился снова.
Николай Ткачёв
Он с воздуха разнесен...  
Он с воздуха разнесен,
Обстрелом с земли изувечен,
Разгромлен... И все-таки он
Незыблем, прекрасен и вечен. 

Мы любим наш город таким —
Суровым, бесстрашным и твердым,
Разбитым, сгоревшим, ночным
И все-таки светлым-и гордым. 

Словам не изменим своим,
Пусть бой беспощаден и страшен.
Наш город! Ты будешь таким —
Просторным, прозрачным, живым,
Прекрасным, как в памяти нашей.
(Е. Долматовский)

В доме Павлова
В твой день мело, как десять лет назад.
Была метель такой же, как в блокаду.
До сумерек, без цели, наугад
бродила я одна по Сталинграду.
До сумерек — до часа твоего.
Я даже счастью не отдам его.
Но где сказать, что нынче десять лет,
как ты погиб?..
Ни друга, ни знакомых...
И я тогда пошла на первый свет,
возникший в окнах павловского дома.
Давным-давно мечтала я о том —
К чужим прийти как близкой и любимой.
А этот дом — совсем особый дом.
И стала вдруг мечта неодолимой.
Весь изрубцован, всем народом чтим,
весь в надписях, навеки неизменных...
Вот возглас гвардии,
вот вздох ее нетленный:
— Мать Родина! Мы насмерть здесь стоим...
О да, как вздох - как выдох, полный дыма,
чернеет букв суровый тесный ряд...
Щепоть земли твоей непобедимой
берут с собой недаром, Сталинград.
И в тот же дом, когда кругом зола
еще хранила жар и запах боя,
сменив гвардейцев, женщина пришла
восстановить гнездо людское.
Об этом тоже надписи стоят.
Год сорок третий; охрой скупо, сжато
начертано: «Дом годен для жилья».
И подпись легендарного сержанта.
Кто ж там живет
и как живет — в постройке,
священной для народа навсегда?
Что скажут мне наследники героев,
как объяснить — зачем пришла сюда?
Я, дверь не выбирая, постучала.
Меня в прихожей, чуть прибавив света,
с привычною улыбкой повстречала
старуха, в ватник стеганый одета.
— Вы от газеты или от райкома?
В наш дом частенько ходят от газет...—
И я сказала людям незнакомым:
— Я просто к вам. От сердца. Я — поэт.
— Не здешняя?
— Нет... Я из Ленинграда.
Сегодня память мужа моего:
он десять лет назад погиб в блокаду...—
И вдруг я рассказала про него.
И вот в квартире, где гвардейцы бились
(тут был КП, и пулемет в окне),
приходу моему не удивились,
и женщины обрадовались мне.
Старуха мне сказала: — Раздевайся,
напьемся чаю,— вон, уже кипит.
А это — внучки, дочки сына Васи,
он был под Севастополем убит.
А Миша — под Японией...—
Старуха
уже не плакала о сыновьях:
в ней скорбь жила бессрочно, немо, глухо,
как кровь и как дыханье,— как моя.
Она гордилась только тем, что внучек
из-под огня сумела увезти.
— А старшая стишки на память учит
и тоже сочиняет их...
Прочти! —
И рыженькая девочка с волненьем
прочла стихи, сбиваясь второпях,
о том, чем грезит это поколенье,—
о парусе, белеющем в степях.
Здесь жили рядовые сталинградцы:
те, кто за Тракторный держали бой,
и те, кто знали боль эвакуации
и возвратились первыми домой...
Жилось пока что трудно: донимала
квартирных неполадок маета.
То свет погас, то вдруг воды не стало,
и, что скрывать,— томила теснота.
И говоря то с лаской, то со смехом,
что каждый, здесь прописанный,— герой,
жильцы уже мечтали — переехать
в дома, что рядом поднял Гидрострой,
С КП, из окон маленькой квартиры,
нам даже видно было, как плыла
над возникавшей улицею Мира
в огнях и вьюге — узкая стрела.
— А к нам недавно немки прилетали,—
сказала тихо женщина одна,—
подарок привозили — планетарий.
Там звезды, и планеты, и луна...
— И я пойду взглянуть на эти звезды,—
промолвил, брови хмуря, инвалид.—
Вот страшно только, вдруг услышу:
«Во-оздух!»
Семья сгорела здесь... Душа болит.
...И тут ворвался вдруг какой-то парень,
крича: — Привет, товарищи! Я к вам...
Я — с Карповской... А Дон-то как ударит!
И — двинул к Волге!.. Прямо по снегам
И девочка схватилась за тетрадку
и села в угол: видимо, она
хотела тотчас написать украдкой
стихотворенье «Первая волна»...
Здесь не было гвардейцев обороны,
но мнилось нам,
что общий наш рассказ
о будущем, о буднях Волго-Дона
они ревниво слушают сейчас.
А дом — он будет памятником.
Знамя —
огромное, не бархат, но гранит,
немеркнущее каменное пламя —
его фасад суровый осенит.
Но памятника нет героям краше,
чем сердце наше,
жизнь простая наша,
обычнейшая жизнь под этой кровлей,
где каждый камень отвоеван кровью,
где можно за порогом каждой двери
найти доверье за свое доверье
и знать, что ты не будешь одинок,
покуда в мире есть такой порог...
Ноябрь, 1952
О. Берггольц
Медаль Сталинграда, 
                   простая медаль.
Бывают и выше, чем эта 
                                награда.
Но чем-то особым блестит
                              эта сталь,
Кружочек войны - 
          медаль Сталинграда.

Еще предстоит по грязище 
                                   и льду
Пройти пол-Европы сквозь
                      пули, снаряды.
Но светит уже 
           в сорок третьем году
Победы звезда - 
           медаль Сталинграда.

С небес то дожди, 
             то веселый снежок,
И жизнь протекает,
         представьте, как надо.
Я молча беру этот белый 
                                 кружок
И молча целую 
           медаль Сталинграда.
На пышную зелень травы 
              капли крови упали.
Два цвета сошлись, 
   стала степь
      мировым перекрестком.
Недаром два цвета великих 
                    у этой медали -
Зеленое поле с красною 
                 тонкой полоской.
Юрий Визбор

Волгоград – Сталинград  
Волгоград – Сталинград,
Души павших солдат
Всё горят – просто некуда деться.
Просто нету наград,
Нет на свете наград,
Что достойнее памяти сердца.

Что творилось тогда –
Кровь текла, как вода,
Но не Волгой, а буйной стремниной.
Засучив рукава,
Нагло перла орда,
Прикрываясь бронею "тигриной"

Черно-белый оскал,
В полный рост кто-то встал,
Перекрестным огнем покрестившись.
Кто за нас погибал,
Нас за это прощал,
Но в бессмертье ушел, не простившись.

Он упал на бегу,
В красно-грязном снегу
На кургане его захоронят.
А на том берегу,
Заглушая пургу
Материнское сердце застонет.

Пуля – глупый металл,
Но опять кто-то встал,
Высшей правдою сверху отмечен.
Все, кто здесь воевал,
Свет в веках зажигал,
И огонь Ваш поэтому – вечен!

Волгоград – Сталинград,
Рядовой и комбат
Здесь лежат, невзирая на званья.
Молча люди стоят,
Журавли пролетят,
И курлыканье – как отпеванье.
(Д. Дарин)
Мамаев курган  
Сотни лет
расходиться широким кругам
по огромной воде
молчаливой реки...
Выше всех Эверестов –
Мамаев курган!
Зря об этом в учебниках нет
ни строки.
Зря не сказано в них,
что теплеет Земля
и светлеет Земля,
оттого что на ней,
о курганах Мамаевых
помнить веля,
загораются
тысячи Вечных огней...
Мне сюда возвращаться.
К добру и к беде.
Мне сюда приходить.
Приползать.
Прилетать.
И, схватившись за сердце на той высоте,
задыхаясь,
разреженный воздух глотать.
Мне сюда возвращаться.
Из мелких потерь.
Из ухоженных стран.
И горячечных снов.
Натыкаться на долгие стоны людей
и кольчуги
позванивающих орденов...
Зря не сказано в книгах,
Мамаев курган,
что металла
в твоем оглушенном нутре
больше,
чем в знаменитой Магнитной горе!
Что хватило его и друзьям.
И врагам.
Вместо капель росы,
как слепое жнивье,
проступает железо,
кроваво сочась...
И поэтому
самая главная часть
в притяженье Земли –
притяженье твое!..
Ты
цветами пророс.
Ты
слезами пророс.
Ты стоишь,
поминальные муки терпя.
Синеватые молнии
медленных гроз,
будто в колокол памяти,
бьются в тебя!
И тогда поднимаются птицы с земли
и колышется нервно
степная трава.
Оживают
затертые напрочь
слова.
И по плитам
устало
стучат костыли.
(Р. Рождественский)
Перекрёсток  
На самом шумном перекрёстке, 
у входа в город Сталинград, 
стоят каштаны и берёзки 
и ели стройные стоят. 

Как ни ищи – ты их не встретишь 
в лесах заволжской стороны, 
и, говорят, деревья эти 
издалека принесены. 

А было так: война когда-то 
была на волжском берегу. 
На перекрёстке три солдата 
сидели рядом на снегу. 

Стоял январь. И ветер хлёсткий 
позёмку в кольца завивал. 
Горел костер на перекрёстке – 
солдатам руки согревал. 

Что будет бой – солдаты знали. 
И перед боем с полчаса 
они, наверно, вспоминали 
свои далекие леса. 

Потом был бой... И три солдата 
навек остались на снегу. 
Но перекрёсток Сталинграда 
они не отдали врагу. 

И вот теперь на перекрёстке, 
на месте гибели солдат, 
стоят каштаны и берёзки, 
и ели стройные стоят. 

Шумят нездешними листами, 
дождём умытые с утра, 
и обжигают нашу память 
огнём солдатского костра. 
(М. Агашина)

Второе февраля 
В свой срок – 
не поздно и не рано – 
придёт зима, 
замрёт земля. 
И ты 
к Мамаеву кургану 
придёшь 
второго февраля. 

И там, 
у той заиндевелой, 
у той священной высоты, 
ты на крыло 
метели белой 
положишь красные цветы. 

И словно в первый раз 
заметишь, 
каким он был, 
их ратный путь!
Февраль, февраль, 
солдатский месяц – 
пурга в лицо, 
снега по грудь. 

Сто зим пройдёт. 
И сто метелиц. 
А мы пред ними 
всё в долгу. 
Февраль, февраль. 
Солдатский месяц. 
Горят 
гвоздики 
на снегу. 
(Маргарита Агашина)
В городе на Волге  
Как трудно было умирать 
солдатам, помнящим о долге, 
в том самом городе на Волге — 
глаза навеки закрывать. 

Как страшно было умирать: 
давно оставлена граница, 
а огневая колесница 
войны 
еще ни шагу вспять... 
Как горько было умирать: 
"Чем ты подкошена, Россия? 
Чужою силой иль бессильем 
своим?" — им так хотелось знать. 

А пуще им хотелось знать, 
солдатам, помнящим о долге, 
чем битва кончится на Волге, 
чтоб легче было умирать...
(С. Викулов)

Что такое уличный  
Б.К. Дормидонтову, художнику, гвардейцу-сталинградцу
Что такое уличный бой,
Мы, ровесник, не знаем с тобой.
Но у деда спроси, у отца,
И ответят, суровость лица
В разговоре нелёгком храня:
– Это бой кирпича и свинца,
Это бой, где бетон и броня –
Все обрушивалось на меня.
Это бой, где по окнам плюёт
Озверевший вконец пулемёт,
Где дерутся этаж на этаж –
Верхний наш, а нижний не наш,
Где из фляги глоток вина
Ты отпить товарищу дашь…
Бой на улице – это война,
Где спасенье и смерть – стена…

Что такое уличный бой,
Мы, ровесник, узнаем с тобой
По рассказам, по книгам, кино,
И далёких событий звено
Мы увидим в окраске иной.
Для меня это было давно.
А для тех, кто повенчан с войной
Окружений, блокады кольцом,
Кто суров и сегодня лицом,
Кто в атаки ходил на ура,
Это было недавно. Вчера.
Не смолкает в их сердце война.
Они знают, какая цена
Есть у жизни…
(Ю. Чичёв)
Он умирал под Сталинградом  
Когда Он умирал под Сталинградом,
Двадцатый век стоял понуро рядом
И принимал в суровый час прощанья
Написанное кровью завещанье:

"Я завещаю всё, что уцелело, –
Свою мечту, душа с которой пела,
Свою любовь, светившую в ненастье,
Тебе, двадцатый, может быть, на счастье.

Впредь не позорь судьбу свою земную,
Не поджигай планету голубую.
Останови враждующие кланы,
Поставь для войн надёжные капканы!

Да не забудь и мне доставить радость,
Уважив незатейливую слабость:
Нарви цветов, шагая мирным садом,
Тому, кто умирал под Сталинградом".
(М. Ромашкинская)

Мамаев курган  
Был приказ, чтоб назад ни шагу,
Даже если обречены,
Превратились в святую сагу
Девятнадцать недель войны! 
От трёхсот нас осталась рота,
Духом русских побед жива,
А немецкая прёт пехота
К высоте сто два!

Нас тысячи здесь полегли,
Ломая фашистский хребет,
Мамаев курган – сын Земли,
Наследник великих побед!

Поднимаются пепла тонны
Из воронок глубоких ран,
И скорбит, издавая стоны,
Перерытый войной курган.
Смерть смешала с землёй останки,
Пулемёт мой остыл едва,
А по склонам шагают танки
К высоте сто два!

И пусть легендарный курган называют Мамаев,
В объятиях мира пусть рвутся оковы войны,
И в память о павших мы шапки снимаем,
И молимся Богу на главной вершине страны!

Снова яростные атаки,
Снова яростный шквал огня,
И исчезла Земля во мраке
За четыре секунды дня.
И кому умирать охота,
Миг войны и жена – вдова,
Только прёт напролом пехота
К высоте сто два!

Мамаев курган сорок третьего года,
Где насмерть стояли Отчизны сыны,
Мамаев курган – это память народа,
Мамаев курган – это гордость страны!
(В. Марахин)

16 комментариев:

  1. Людмила Борисовна, здравствуйте! Спасибо за очень полезную подборку стихов. У нас в Омске жила поэтесса, которая писала о Сталинградской битве. У меня есть пост "Здесь похоронена война"- http://bibl-140.blogspot.ru/2016/02/blog-post_2.html


    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Федоровна, добрый вечер!
      Спасибо огромное за ссылку, прочитала Ваш потрясающий пост на одном дыхании! Удивительная поэтесса, настоящая! Поразило её проникновение в тему войны, именно Сталинградской битвы, какое знание психологии военного человека, военной терминологии, такое ощущение, что стихи написал мужчина. Очень ёмко, образно и проникновенно. Потрясена и Вашим постом, и творчеством прекрасной омской поэтессы Веры Кондратович-Сидоровой. Я с Вашего разрешения включу ссылочку на Ваш пост на страницу Акции-эстафеты. Сталинградская битва глазами омской поэтессы...А про девочку Милу, вернее, про её смерть (она недавно умерла - 29 ноября 2016 г. - в возрасте 80 лет) есть пост в Михайловском краеведе - http://mihkraeved.blogspot.ru/2016/12/blog-post.html
      Вот ведь как переплетается всё в жизни...
      Спасибо огромное за комментарий и ссылочку. Удачи Вам, добра и благополучия!

      Удалить
    2. Людмила, Борисовна! Спасибо за тёплые слова о творчестве омской поэтессы Веры Кондратович- Сидоровой. Она не воевала, но много читала, работала в архивах, ездила по местам, о которых потом писала. Рада, что материал Вам пригодился. Меня уже дважды вовлекают в Акцию - эстафету. Думаю, что я ещё смогу найти и опубликовать в блоге материалы, связанные со Сталинградской битвой. Спасибо, Вы задумали полезное дело!

      Удалить
    3. Людмила Федоровна, представляете, если каждый участник поделится своими материалами о битве - сколько мы интересного и нового для себя узнаем! Будем ждать Вашего поста. Очень рада, что Вы принимаете участие в Акции-эстафете. Удачи и успехов, всех благ и благополучия!

      Удалить
  2. Спасибо за подборку стихов!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, пожалуйста. Пригодятся и для чтения, и при подготовки мероприятий к памятной дате.
      Спасибо за отзыв, рада, что Вы заглянули в гости. Удачи Вам и всех благ, всего самого доброго!

      Удалить
  3. Подборка стихотворений потрясающая! Спасибо большое!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Владимировна, спасибо за отзыв. А какие прекрасные стихи омской поэтессы Веры Кондратович-Сидоровой в блоге Людмилы Федоровны - http://bibl-140.blogspot.ru/2016/02/blog-post_2.html Их можно включить в мероприятие к юбилею битвы.
      Удачи и всех благ, всего самого позитивного и светлого!

      Удалить
  4. Людмила Борисовна! Здравствуйте! Я приняла от вас эстафетную палочку и опубликовала свой первый пост о героях Сталинградской битвы-кузбассовцах, т.к. я живу в Кемеровской области. Продолжение уже готово. Будет в следующем сообщении. Я тоже выбрала коллег, которым передаю эстафету. Сейчас попрошу их посмотреть мой пост. Я знаю, что они еще ничего не публиковали о Сталинграде. Значит, им никто еще не передавал эстафету!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, добрый день!
      Какие Вы молодцы! Так оперативно работаете! Это хорошо, что Вы написали о земляках, о них узнают благодаря Вашему посту и в других регионах. И хорошо, что не один пост. Я сейчас готовлю пост о тех блогах, которые приняли эстафету. Задерживает Акцию-эстафету отпускная пора. Но ничего, в сентябре, когда все выйдут из отпусков, тогда и развернемся в полную силу. Спасибо за комментарий и Удачи Вам, Ирина Михайловна!

      Удалить
  5. Огромное спасибо за такую работу! Это и помощь в работе, и память, которая останется.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, добрый вечер!
      Рада, что материал Вам понравился. Эти стихи можно использовать неоднократно к мероприятиям военной тематики.
      Спасибо за отзыв. Удачи Вам, добра и всех благ!

      Удалить
  6. небольшая ошибочка в стихах "на мамаевом кургане"..
    строчка-заросли глухой травой степные рвы"-так правильно)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте!
      Спасибо за поправку - "заросли степной травой глухие рвы", всё исправила в стихах. С наступающим праздником - Днем Победы!

      Удалить
  7. Ответы
    1. Пожалуйста, рада, что информация востребована. Удачи, добра и благополучия!

      Удалить